Дружба народов по Чаплину: Каждому российскому этносу — свою правовую систему
Дружба народов по Чаплину: Каждому российскому этносу — свою правовую систему
Когда говорят о правах народов, обычно неявно подразумевается, что права отдельных людей менее значимы. Случай Всеволода Чаплина чрезвычайно наглядно это демонстрирует.
Речь идет о высказываниях главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества в эфире программы «Судите сами» на Первом канале 18 февраля.
Вот он говорит о русском народе и его правах:
Надо... дать расправить крылья русскому народу, дать ему играть ту миссию, которую он хочет играть и в своей стране, и в мире, снять все препоны, которые мешают простым людям, русским людям влиять на политику и определять ее.
Вот он говорит о правах других народов:
...нужно дать всем народам, которые населяют Россию, не просто танцевать лезгинку, иметь какие-то ни к чему не обязывающие культурные особенности и держать рестораны, а нужно дать все-таки людям этим возможность жить так, как они хотят.
Ну да, «культурные особенности» никого ни к чему не обязывают. Неимперативные какие-то особенности. А надо бы, чтобы народы могли «жить как хотят», т.е., видимо, имели бы возможность, если что, то и обязать к чему-нибудь отдельных своих непослушных представителей. В соответствии с культурными особенностями, разумеется.
Ведущий задает резонный вопрос: «А как они хотят жить? И это желание жизни собственной по своим правилам, а эти правила не нравятся кому-то другому». Чаплин отвечает:
...нужно, чтобы наконец сами народы, которые желают жить по одним правилам, и народы, которые желают жить по иным правилам, договорились о том, как это сделать.
А вот идеальный результат таких договоренностей:
Всегда Россия была сильна именно тем, что в ней одновременно сосуществовали разные образы жизни, разные правовые системы, разные политические системы. В Российской империи была Финляндия, был Северный Кавказ и была Средняя Азия.
Вот к чему, как видим, приводит логика, в которой субъектами договоренностей в рамках единого государства являются не люди, а «народы»: распад единого правового и политического пространства.
С очевидными последствиями для правовой защищенности граждан: если объем и характер личных прав определяется на уровне автономной этнической общины, государство перестает нести за них ответственность.
РПЦ хочет стать политическим представителем русского народа (2 комментария)
«Русский» вопрос и «православный» ответ (27 комментария)
Все пользователи |
Только компетентные |
|
---|---|---|
Степень опасности высказывания: | 3.79 | 3.74 |
Детализация | Всего голосов: 28 Поляризация: 22.12% |
Всего голосов: 23 Поляризация: 21.17% |
РПЦ давно гнет эту линию. И не они одни: я слышал подпевки со стороны "национально-культурных" активистов. Интересно, что резкого отпора это не встречает. То ли идея не кажется собеседникам такой уж дурной (например, ну пусть мусульмане имеют по четыре жены, кому мешает), то ли не хочется спорить с представителем Церкви.