| Написать нам:
  • Запомнить нас / рассказать о нас:
  • Добавить в Яндекс.Закладки
Читать нас: в Живом Журнале в Фейсбуке в Твиттере в Яндексе (на главной странице) в Яндекс.Ленте в Гугл-ридере RSS-лента у себя в почте
Выберите сервис, где у Вас есть аккаунт, и нажмите «OK»
 

ИЗ БЛОГОВ

ВсеRSS
аватар: Karastelev
Вадим Карастелев
18.06.2012
Писатель и экс-доверенное лицо Путина Багиров предложил застрелить Юлию Латынину
"внимание, но как-то уже поддостало. Что с ней делать? Может - заказать, чтобы её (Юлию Латынину - прим. автора) застрелили в подъезде, как Полит...
аватар: ryzhenkov
Сергей Рыженков
18.04.2012
Анатолий Выборный о законопроекте о гендерном равенстве: безнравственно, общественно опасно и против биологической природы
Депутат Госдумы от «Единой России» Анатолий Выборный аргументировал необходимость отложить в очередной раз принятие законопроекта «О...
аватар: Karastelev
Вадим Карастелев
13.04.2012
Депутат Госдумы от "ЕР" Александр Сидякин уничижает голодающих астраханцев
"Этой весной стало модным новое реалити-шоу «Голодные игры». Ведь никто не проверяет, чем занимаются так называемые «голодающи...
аватар: ryzhenkov
Сергей Рыженков
12.04.2012
Евгений Миронов: «Ксения просто не поняла, куда она попала»
Может быть, от меня какая-то тонкость ускользает, но я не понял, что имел в виду Евгений Миронов, когда, комментируя скандал с его участием на вручени...
аватар: sayana
Саяна Монгуш
11.04.2012
Знаменитого музыканта в Туве обвинили в "создании барьеров в межнациональных отношениях" использованием родного языка
Прокурор города Кызыла Сайдаш Сат 9 апреля вынес представление, в котором потребовал наказать "виновных лиц и решить вопрос о дисциплин...
аватар: Karastelev
Вадим Карастелев
05.04.2012
Глава МВД Рашид Нургалиев жалеет, что не может набирать в полицию обитателей других планет
 «Эхо Москвы», 05 апреля 2012 | 10:36: «Ведь вопрос заключается не в том, что мы плохие а в...
аватар: Karastelev
Вадим Карастелев
05.04.2012
Протодиакон Кураев рассказал, что сорвать концерт Мадонны в Петербурге можно с помощью звонка о заложенной бомбе
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 апреля. Протодиакон Андрей Кураев предложил сорвать концерт Мадонны в Петербурге с помощью анонимного телефонного звонка. В рамка...
аватар: isya
isya
06.05.2010
Анонимный бывший работник прокуратуры рассказывает о "полуизнасилованиях"
"Свободная Пресса" в заметке о предполагаемом изнасиловании, по которому ведется следствие, публикует реплику от анонимного "бывше...
аватар: Burmakova
Ольга Бурмакова
15.04.2010
Вся правда о «Словаре феминисток», или Сказка о некритическом мышлении
(Написано в соавторстве с Марией Шабановой) По русскоязычному Интернету уже лет десять гуляет текст-фальшивка под названием «Словарь феминисток...
аватар: Vixen
Наташа Биттен
03.05.2010
Протоиерей Димитрий Смирнов дает женщинам выбор: рожай или сядешь на 8 лет
Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, сопредседате...
аватар: pigbig
Елена Гапова
15.06.2010
Демография и революция
Я когда прочла - подумала сначала, что это цитаты из Гитлера. Нет, это Виталий Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ, в газете "Известия...
аватар: gladkeeh
Николай Гладких
14.04.2010
Мэр Грозного обещал поступать с родителями предполагаемых боевиков так же, как их дети поступают с мирными жителями
7 апреля 2010 года по телевидению Чеченской Республики (телеканал «Вайнах») был показан сюжет о встрече республиканских должностных лиц с...
аватар: shargatova
Зоя Шаргатова
24.04.2010
Тигран Кеосаян считает, что равноправие толкает людей на преступления
В своей передаче "Горячий вечер с Тиграном Кеосаяном" 22 апреля известный телеведущий старательно проводил мысль, что равноправие женщин при...
аватар: Burmakova
Ольга Бурмакова
29.04.2010
Четвертая мировая война - за сознание людей
Обозреватель "Молодой Гвардии" Дмитрий Ершов в статье "США развязали 4-ю мировую войну?" щедро делится со всеми желающими знаниями...

Из обсуждений

ВсеRSS
аватар: ummaturmann
Комбарова Наталья
Где: Демагогия.ру отметила выдающиеся достижения Путина и запутинцев в деле предвыборных манипуляций
15.03.2013
Путин, как и Брежнев, не уйдет до самой смерти, а жить он будет долго, спасибо медицине и теломеразе.
аватар: VladimirEarl
Vladimir Earl
Где: Демагогия.ру приостанавливает работу
20.06.2012
Жалко! Но ещё надеюсь...
аватар: Readership
Readership
Где: Актер Николай Бурляев подал в суд на владельца сайта «Демагогия.ру»
20.06.2012
... думаю, фото Вы делали не сами, Николай?:) и не застали г. Бурляева где-то в неподобающем для публичного освещения его пребывания там месте, или в...
аватар: tio
Татьяна Овчаренко
Где: Протоиерей Дмитрий Смирнов: «Я так прямо, чтобы лгать, – нет. Но я могу, например, урезать фразу Черчилля...»
02.05.2012
А вот давайте не будем забывать о профессии товарища. В том-то и фокус, что бОльшая часть нашего общества наивно, но твёрдо полагает, что из всех совр...
аватар: Readership
Readership
Где: Путин сравнил обработку Лигой избирателей протоколов, полученных от наблюдателей, с ковырянием в носу
01.05.2012
... к сожалению, странноватые, мягко выражаясь, высказывания Путина направо-налево, стали уже привычными. С одной стороны это печально, т.к. выставляе...
аватар: Readership
Readership
Где: Глава Московской Хельсинкской группы сочла высказывания протоиерея Чаплина о большевиках кровожадными
30.04.2012
… то, что высказывания Чаплина принципиально никак не выходят за рамки многовековой позиции церкви, поддерживающей власти предержащие, бесспорно. Это...
аватар: Readership
Readership
Где: В руководстве ФСБ видят в оппозиционных блогерах потенциальных агентов западных спецслужб
30.04.2012
... проще говоря, "мы считаем, что они - потенциальные враги, потому что уверены в том, что стоит таких ангажировать, как они маму родную продадут?" :...
аватар: ryzhenkov
Сергей Рыженков
28.03.2011
Где: Антифеминизм = вранье в глаза
Ваш «допуск» безоснователен. Следовательно, и Ваш вывод о том, что статистика в статье из «Огонька» правильная, а ее критик «врет и натягивает факты»,...
аватар: ryzhenkov
Сергей Рыженков
05.02.2011
Где: Всеволод Чаплин увел в сторону дискуссию о сексуальном насилии своим предложением о введении всероссийского дресс-кода
Вот мнение православного священника, который "склонен заниматься внутренней критикой этих категорий", - директора Синодальной библиотеки Московской па...
аватар: kotov
Владимир Котов
28.05.2011
Где: Обращение деятелей культуры и искусства к тандему: цензура и клерикализм укрепят моральные устои нашего общества
"По поводу данного обращения сейчас поднимется оглушительный "вой" – со стороны группы людей, которые именуют себя сторонниками либеральных ценностей,...
аватар: Readership
Readership
26.11.2011
Где: МВД с приветом от Большого Брата
... в том, что содержание заявления и форма его преподнесения рассчитаны на эмоциональное восприятие граждан, сомнений нет. Почему так вышло - по небр...
аватар: shabanova
Мария Шабанова
09.04.2010
Где: Член Центрального совета сторонников партии «Единая Россия» за православно-фундаменталистское решение проблем модернизации
[«Поборники "светскости" и толерантности выступают сегодня разжигателями межнациональной и межрелигиозной розни. – Полагает Волобуев. – Хотя бы тем, ч...
аватар: Vixen
Наташа Биттен
25.04.2010
Где: Комментаторы о роли груди и симпатичности в хоккее
Я хочу, чтобы и комментаторы спортивных матчей и лично вы отказались от сексистских комментариев. Мой ответ насчет волосатых ног и остального, что меш...
аватар: galyda
Галина Данилова
05.05.2010
Где: КПРФ антисемитствующая
"У остальной, большей части населения страны, и, прежде всего, русских, эта тенденция вызывает противоречивые чувства". По переписи 2002 года, русские...

Топ за март

 

1-е место

Герои: НТВ, Владимир Кулистиков
«Анатомия протеста» сделала НТВ флагманом официальной пропаганды

15 марта телеканал НТВ показал фильм «Анатомия протеста», в котором была предпринята попытка дискредитации движения за честные выборы посредством обвинений организаторов митингов и активистов движения в сомнительных, с точки зрения законности и морали, действиях и обмане рядовых участников протестных акций. 18 марта состоялся повторный показ фильма.

Подробнее
 

2-е место

Герои: Воробьев Андрей Юрьевич
Рекордная деза от Андрея Воробьева: «То, что выборы прошли честно и они легитимны, ни у кого не вызывает сомнения»

6 марта вице-спикер Госдумы от «Единой России» Андрей Воробьев, комментируя итоги президентских выборов, заявил, что честность и легитимность их проведения «ни у кого не вызывает сомнения».

Подробнее
 

3-е место

Герои: Всеволод Чаплин, Адольф Шаевич, Саматов Тагир, Санжай Лама (Бальжиров Андрей Александрович) и др.
Межрелигиозный совет РФ об акции Pussy Riot – надругательство над логикой и здравым смыслом в жанре заявления

22 марта на заседании Межрелигиозного совета России было принято заявление, осуждающее прошедшую в Храме Христа Спасителя в Москве акцию Pussy Riot. В заявлении была предпринята попытка фантастической гиперболизации масштаба и последствий панк-молебна с целью обоснования его оценки как уголовно наказуемого деяния.

Подробнее
 

Облако тэгов

Архиерейский Собор настаивает на необходимости наказывать граждан за богохульство

Архиерейский Собор настаивает на необходимости наказывать граждан за богохульство

4 февраля Архиерейским Собором РПЦ была принята резолюция «об отношении Русской православной церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». Против обыкновения, не буду вынашивать текст несколько дней, а поделюсь свежими впечатлениями — пусть пока обрывочными и нестрого сформулированными — в качестве затравки для дискуссии.

Практический смысл документа, как мне представляется, раскрывают вот эти цитаты:

1) В законодательной системе обществ, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одной религиозной традиции и высокая ценность религии очевидна, сформировались нормы, направленные на противодействие публичному распространению богохульства. <...> Применение подобных норм в правовой системе заслуживает положительной оценки и всяческой поддержки, если не приводит к дискриминации.

Достойны поддержки законодательные меры, усиливающие защиту религиозных символов, священных имен и понятий.

Но большая часть документа представляет собой идеологическое обоснование этого намерения. Итак:

2) ...свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе (II.1). Однако неправильно употреблять эту свободу для противодействия Богу, создавшему человека (Быт. 1, 27) и Своим Промыслом управляющему миром (Деян. 17, 28). Она не должна использоваться для хулы на Бога, клеветы на Его Церковь и людей. Подобное противление Творцу разрушает установленный Им порядок мироздания, приводит ко многим бедствиям и страданиям в жизни творения.

Это традиционное уже обоснование для ограничения свободы: Бог дал человеку свободу, но если человек ее «неправильно употребляет», то мы должны ее ограничить. Несмотря на соображения из следующей цитаты.

3) Богохульство не унижает величия Божия... Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе (святитель Иоанн Златоуст, Беседа на псалом 110)

Вот уже одна эта цитата, на мой взгляд, в значительной степени обессмысливает остальной текст. Если человек делает плохо ТОЛЬКО СЕБЕ — как его можно за это еще и наказывать?

4) Но чаще всего богохульство и клевета используются как средство борьбы с религией, оправдываемое ссылками на свободу совести, слова или творчества.

Борьба с религией в правовом отношении ничуть не хуже церковной проповеди. В то же время структура фразы подразумевает (или я неправ?), что «богохульство и клевета» используются для кое-чего еще более ужасного – «борьбы с религией». Что до клеветы, то я не понимаю, как чисто логически ее можно оправдать ссылками на свободу совести?

5) Важно и далее поддерживать развитие норм международного права, а также соответствующего им национального законодательства, гарантирующего защиту от посягательств и издевательств в отношении убеждений, коллективно разделяемых гражданами, от оскорблений коллективных религиозных, а также национальных и расовых чувств, человеческого достоинства социальных групп.

«Оскорбление расовых чувств»??? это как? Это, например, если я скажу, что белые лучше черных, а кто-то мне за это съездит по физиономии — он тем самым оскорбит мои расовые чувства? Или что здесь имеется в виду? Существует религиозные чувста, согласен, они могут быть задеты. Можно ли задеть национальные чувства? Сомневаюсь, но допускаю. Но что такое расовые чувства? Какие могут быть чувства, основанные на принадлежности к расе, кроме, простите, расистских?

И еще — что такое «человеческое достоинство социальных групп»? Разве достоинство отчуждаемо от индивида? По-моему, мы имеем дело с попыткой замаскировать претензии на правовые преференции для верующих посредством неуклюжей имитации правозащитной риторики. Кстати говоря, попытки имитации правозащитной риторики церковными деятелями не впервые сопровождаются семантическим (да и богословским, если на то пошло) насилием над понятием «человеческое достоинство» (см. вот тут п.13 и далее).

6) …все чаще объектом правовой защиты становятся не сами религиозные представления, а права и законные интересы верующих, их достоинство и религиозные чувства. Подобная ситуация в современном праве обосновывается необходимостью обеспечения одинаковой правовой защиты представителям различных мировоззрений <…>, а также представлением о том, что гражданское право не может входить в дискуссии о религиозной истине, вторгаясь тем самым в сферу богословия.

По-моему, дело обстоит ровно наоборот — разделение «богова» (богословия) и «кесарева» (в данном случае права») проистекает из представления, что именно богословие не должно вторгаться в сферу гражданского права. Такое переворачивание правовой аргументации с ног на голову, как мне кажется, представляет собой попытку поставить богословие над правом и представить эту иерархию как общепризнанную и легитимную.

7) ...публикация материалов, разъясняющих противоправность <...> богохульного или иного кощунственного высказывания» (как один из «способов противодействия богохульству»).

Авторы здесь старательно делают вид, что противоправность богохульства сама собой разумеется. Это, безусловно, хороший способ выдать теорему за аксиому — сделать вид, что утверждение не нуждается в доказательствах.

8) …актуальным остается формирование законодательных норм, регулирующих выступления и действия в отношении религиозных убеждений групп верующих граждан со стороны тех, кто не разделяет верования данных групп.

«Действия в отношении убеждений» — это как? Попытки переубедить? И является ли клевета «действиями в отношении убеждений»? А богохульство?

9) Пытаются они (богохульники и клеветники — Н.В.) всеять семена смущения и в душах немощных из числа православных христиан, иногда колебля их веру в Бога и в Церковь, а иногда вызывая излишне резкую непродуманную реакцию на оскорбление их религиозных чувств.

Т.е. вина «богохульников» не только в том, что они «смущают» христиан и колеблют их веру  в Бога и в Церковь, но и в том, что оные христиане на это порой «излишне резко и непродуманно реагируют»? Это мне напоминает сразу много всего, а именно:

10) Христиане не могут быть безразличными и оставлять без ответа публичные проявления непочтения к Богу, святыням, основам христианского вероучения и церковным обрядам.

Так ли уж и не могут? Вот мнение одного христианина: «Потом подумайте, существуют же и другие убеждения и верования. Коммунизм, например, своеобразная религия. Точно так же коммунист может с точки зрения своей религии обвинить меня в "богохульстве", если я скажу, допустим, что Ленин — убийца и маньяк. И что же теперь, мы начнем в публичном пространстве, а то и через суды доказывать, кто из нас больший "богохульник"?»

Наконец, о самом названии, задающем контекст для восприятия всего текста:

11) «об отношении Русской православной церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви»

Авторы, видимо, сознательно рядополагают «клевету» (понятие из области права) и «богохульство» (сугубо богословский термин). Приучив общество обсуждать эти понятия в едином контексте, можно не только легитимизировать идею уголовного преследования за «богохульство», но и вообще размыть границы между правом и богословием — с далеко идущими для права последствиями.

Буду признателен за критику или развитие моих наблюдений и недоумений.

См. также: 
Все
пользователи
Только
компетентные
Степень опасности высказывания: 3.88
3.67
Детализация Всего голосов: 26
Поляризация:
21.33%
Всего голосов: 21
Поляризация:
21.84%
Комментарии

 

Мне об этом надо статью написать, а я убегаю, а ты вон сколько написал. Я не успеваю просто сейчас комментировать. Но пару слов скажу.

1. Конечно, в таких текстах легко придираться к словам: писали не мастера в этом жанре. Например, про "расовые чувства". Не знаю, что они имели ввиду, но м.б. чувства чернокожего американца, переживающего из-за вековой дискриминации?

2. С другой стороны, часть риторики и аргументации опирается на специфическую церковную традицию и понятно только изнутри ее. Строго говоря, это же документ "для своих" - как им поступать. А мы можем только почитать и принять к сведению.

3. Да, правда, что РПЦ хочет модифицировать право прав человека (как уродски это по-русски звучит) в свою пользу. Но тут она далеко не одинока. Потому что пафос этих изменений - коллективные права вместо индивидуальных или хотя бы вровень с ними, а уж какие будут "признаны" коллективы - это всегда политический вопрос. И тут много заинтересованных.

В этом же ряду приравнивание богохульства к возбуждению вражды к людям по признаку вероисповедания. Между прочим, из года год в ООН проходит резолюция про "Диффамацию религии", правда, к счастью, все более слабым большинством.

 

"пафос этих изменений - коллективные права вместо индивидуальных... И тут много заинтересованных." - да, пожалуй, это точное обобщение, спасибо.

 

Добавлю еще одно наблюдение. Не знаю, случайно ли, но документ направлен в первую очередь именно против богохульства, а не, скажем, кощунства. Богохульство - это узко антирелигиозный акт, описанный к тому же богословским термином и не имеющий прямого соответствия в праве. Кощунство же - термин вполне правовой, к тому же кощунство может и не носить антирелигиозной направленности.

Казалось бы, если бы архиереи возвысили свой голос против кощунства, это прозвучало бы более приемлемо для светского уха и вызвало бы больше сочувствия. Но, похоже, авторам было важнее не понимание со стороны общества, а клерикализация правового дискурса.

 

Немножко критики (потому что нет предела совершенству):

1) В пункте 3 заведомая ошибка прочтения/интерпретации: в исходном тексте нет утверждения "толь...ко" (кроме "Бога" и "самого человека", есть еще религиозные и национальные группы, о которых идет речь дальше).

2) Слишком много построено на никаких по своей убедительности доводах "я не понимаю" и "по-моему".

Например, в п. 5 ни на чем, кроме "по-моему", не основан ключевой тезис об "имитации", причем "неуклюжей", правозащитной аргументации (Или ни на чем, кроме hidden agenda, что на христиан правозащита не распространяется).

3) К пункту 5 уточняющий вопрос: как автор оценивает высказывания вроде "ниггеры - грязные свиньи", считает ли их оскорбительными. Ср. с Декларацией ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (2001 г.), которая "настоятельно призывает всех людей" воздерживаться от "пренебрежительных высказываний и негативных стереотипов" (п. 62 Декларации).

4) Пункт 7 представляет собой ровно такую же "выдачу аксиомы за теорему". Если автор признает, что "религиозные чувства могут быть задеты" (п. 5 текста), то нужно доказывать, что подобное нарушение чужих прав это не правонарушение. (Или, другой, возможный ход, отказаться от уступки, что "существует религиозные чувства, согласен, они могут быть задеты").

5) Аргументация п. 10 ("вот мнение одного христианина") слаба тем, что никак не выясняет представительность или маргинальность цитируемого мнения (ср.: "вот мнение одного американца Гэса Холла", "вот мнение одного еврея Ноама Хомского" и т. п.).

 

1) Да, пожалуй, спасибо.

2) А это пока что еще не доводы, а, как и было предуведомлено вначале, "впечатления" в качестве затравки для дискуссии. Я что-то в документе углядел и делюсь впечатлениями, чтобы сверить ощущения с другими людьми и обменяться доводами. Впрочем, словосочетание «человеческое достоинство социальных групп» мне и впрямь кажется именно имитацией правозащитной риторики, потому что для правозащитной идеологии все же нехарактерно бороться за коллективные права и приписывать достоинство группам. Если я неправ - буду признателен за возражения.

(Тезис про нераспространение правозащиты на христиан не понял).

3) Алексей, мой вопрос "что здесь имеется в виду? ... Какие могут быть чувства, основанные на принадлежности к расе, кроме, простите, расистских?" не риторический :) он требует не "уточняющего вопроса", а ответа :) потому что я правда не понял, что имеется в виду. Вот Верховский выше тоже предположил, что "писали не мастера в этом жанре", и, вероятно, имелись в виду не "расовые чувства", а чувства, вызванные расовой дискриминацией. Ну, может быть.

4) Ну, нет. Если чьи-то чувства задеты, это еще не значит, что задевающий нарушил чьи-то права или поступил "противоправно". Киркоров, например, задевает мои эстетические чувства.

5) Ну я сознательно опустил информацию о статусе автора цитаты, потому что меня интересовали именно аргументы как таковые, а законы логики не зависят от должности говорящего.

В общем, материал сознательно публикую сырой - в надежде на "помощь зала" в оттачивании аргументов.

 

2) Трудовые права вроде прав на создание профсоюза, на забастовку; права северных народов на родовые угодья; права потребителей ("в пользу неопределенного круга лиц"); свобода собраний, свобода манифестацией. Очень даже коллективные.

4) Теперь хоть какой-то довод есть, уже лучше.

5) "Один христианин" это вполне себе информация о статусе (о принадлежности к группе).

 

Для тех, кого интересует история вопроса: Исторический обзор про "кощунство" на сайте Якова Кротова.

 

Богохульство - печально и некрасиво: чувства религиозных граждан, (как и любых других) оскорблять не стоит.

Однако. понятие богохульства, само по себе - определяется теми, кто себе это право присвоил, не более. У М.Булгакова в "Мастере..." Иешуа говорит о том, что назвать собакой - вовсе не значит - оскорбить.

"Наказание" за "богохульство" - сугубо светский призыв из уст церковников выглядит в этом смысле несуразно.

А оперирование псевдосоциологическими данными о "большинстве православных" (с учётом официального отрицательного отношения церкви к фиксации в анкетах переписи населения пункта о вероисповедании) - и безосновательно, и, одновременно. по-большевистски рьяно.

Полагаю, кстати, что мусульман в России (тех, кто системно и регулярно посещает мечети) - может быть и больше, чем православных. Но "большинство" в этом вопросе - вовсе не повод для навязывания чего бы то ни было всей остальной стране, а кратчайший путь к её развалу.