Александр Ткачев раскаялся в собственном национализме – публично, но не до конца
Александр Ткачев раскаялся в собственном национализме – публично, но не до конца
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев назвал «глупостью» и «ошибкой» свое откровенно националистическое высказывание начала 2000-х годов и, заявив, что не является ни националистом, ни шовинистом, выступил с обвинениями в адрес этнической группы – турок-месхетинцев.
Произошло это 6 февраля в программе «Познер».
Владимир Познер процитировал давнее высказывание Александра Ткачева и спросил, не является ли тот националистом:
...В начале вашего губернаторства вы высказались по поводу национального вопроса: «Это казачья земля, и все должны знать это. Здесь наши правила игры. Определять законные мигранты или не законные можно по фамилии, точнее, по ее окончанию. Фамилии, оканчивающиеся на –ян, -дзе, -швили, - оглы – незаконные так же, как и их носители». Вообще говоря, вы скажите так, откровенно, вы – националист, вы – шовинист?...
Краснодарский губернатор отрицательно ответил на этот вопрос и затем стал объяснять, как получилось, что он произнес процитированную Познером фразу (вообще-то, не единственную такого плана):
Это я говорил, это было в 2002 году или в 2001 году, это было в начале моей, в общем-то, политической... И, конечно, я скажу честно, я поддался многим эмоциям. Эмоциям на то, что, действительно, как говорили, – внешний враг. То есть надо было завоевывать авторитет, может быть, немножко заняться популизмом. А я видел внутри, конечно, и сам в то время... Турки-месхетинцы, около 10 тысяч человек – они приехали к нам из Узбекистана. Они были выдворены. И вы знаете, вот я скажу честно, вот здесь я не лукавлю. Это та нация, тот народ, с которым очень тяжело ужиться. Вот, понимаете, они жили анклавом – воровство, продажа наркотиков, неприязнь. В школах вели себя абсолютно агрессивно, вызывающе. И, конечно, ко мне приходили жалобы, конечно, ко мне приходили все: «Спасите, помогите, защитите». Я понимал, как они размножаются, я прошу прощения. И казачьи станицы завтра станут совершенно турецкими. Более того, это не просто турки, это же месхетинские, это особый народ, это особая нравственная жилка, которая не воспринимается сообществом. Так вот, вот на этой почве, на этих эмоциях, наверное, я высказал эту глупость. И я признаю: это ошибка. И вообще эти разговоры запрещены. Они приведут к большой беде. И сегодня одни побьют других, завтра – наоборот. И потом Манежные площади – мы из них не выйдем.
Отмечу, что из самого интервью нельзя точно понять, говорил ли Ткачев только о своей прежней оценке турок-месхетинцев или он имел в виду, что он и теперь так оценивает эту этническую группу. «Я скажу честно, вот здесь я не лукавлю» – свидетельствует в пользу второго варианта; «ко мне приходили», «я понимал» – в пользу первого.
Не совсем понятно также, какое из высказываний губернатор называет «глупостью» и «ошибкой» – то, которое он сделал в интервью? оба? или то, которое процитировал ведущий? Если первое или второе – возникает вопрос, зачем так долго и горячо было эту «глупость» и «ошибку» демонстрировать? Искренность раскаяния подчеркнуть? Если третье – получается, что сказанное Ткачевым про «незаконные фамилии» представляется ему «глупостью» и «ошибкой», а про турок-месхетинцев – нет.
Однозначность высказывания Ткачева приобретают в более широком контексте.
Как известно, турки-месхетинцы были вынуждены эмигрировать из Краснодарского края в США, и специалисты по этнополитике (например, Сергей Маркедонов, эксперты Информационно-аналитического центра «Сова») связывают этот массовый выезд с проводившимся главой региона дискриминационным в их отношении курсом. Поскольку же сам факт эмиграции целой этнической группы Ткачев в интервью не оценил как результат его этнонационалистической политики, постольку напрашиваются очевидные выводы:
- Пассаж о турках-месхетинцах является актуальным высказыванием.
- Сам Ткачев не считает этот пассаж проявлением национализма.
(Остается неразрешимый, видимо, вопрос: «они были выдворены» относится к выезду турков-месхетинцев из Узбекистана или из России?)
Таким образом, краснодарский губернатор, отвечая отрицательно на вопрос о его националистических, шовинистических взглядах, несколько преувеличил степень своего отречения от них. Разумеется, от того, что отношение к отдельно взятому «особому народу» Ткачев вывел за рамки национализма, он не перестал быть приверженцем этой идеологии – в общепринятом (а не в его личном) понимании.
Все пользователи |
Только компетентные |
|
---|---|---|
Степень опасности высказывания: | 3.15 | 3.38 |
Детализация | Всего голосов: 26 Поляризация: 25.47% |
Всего голосов: 21 Поляризация: 26.63% |
Нынешний Краснодарский губернатор - лицемер и демагог, каких мало. после всех перепетий со станицей Кущёвской воспринимать произносимое им всерьёз, как что-то исреннее - непростительная глупость и простодушие.
"Соврёт - недорого возьмёт"