Правительство хочет разрешить ФСБ выносить предостережения физическим лицам и наказывать граждан за неповиновение законным требованиям ее сотрудников
Правительство хочет разрешить ФСБ выносить предостережения физическим лицам и наказывать граждан за неповиновение законным требованиям ее сотрудников

27 апреля правительство РФ выступило с законодательной инициативой, предложив (1) наделить Федеральную службу безопасности правом выносить предостережения физическим лицам по расследуемым ФСБ делам, если нет оснований для привлечения этих лиц к уголовной ответственности, но они совершают действия, способствующие совершению преступления; (2) установить административную ответственность граждан за неповиновение законным требованиям и распоряжениям сотрудников ФСБ и воспрепятствование осуществлению их деятельности.
В тексте направленного правительством в Государственную Думу законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» указанные предложения сформулированы следующим образом.
В части объявления предостережения предполагается, что лицо предупреждается «о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности».
Соответственно дополнительной поправкой оговаривается, что «к мерам специальной профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности».
В части изменения в КоАП устанавливается, что «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц – от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей».
Ряд политических деятелей оппозиции увидели в этих поправках подготовку к усилению преследований инакомыслящих – см., например, комментарии лидера запрещенной НБП Эдуарда Лимонова депутата фракции КПРФ в Госдуме Виктора Илюхина, председателя партии «Яблоко» Сергея Митрохина. Обеспокоенность недостаточной ясностью предлагаемых норм высказали правозащитник Валерий Борщев и президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов. Заместитель председателя фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе Геннадий Гудков напомнил, что подобная предлагаемой процедуре предостережения практика существовала в советский период, и выразил опасение, что ее возобновление приведет к злоупотреблениям. Эксперт Института прав человека Лев Левинсон, отметив и опасность использования механизма предостережения против инакомыслящих, и возможность злоупотребления им со стороны сотрудников ФСБ, указал на тот факт, что профилактика преступлений может проводиться, как это делается сейчас, прокуратурой, и поэтому нет необходимости наделять ФСБ новым полномочием необходимости.
Вместе с тем, по мнению редакции Демагогии.ру, подробный анализ документа ставит под сомнение возможность в данный момент определить характер его общественной опасности. Иными словами, корректно реконструировать намерения авторов законопроекта или доказательно спрогнозировать результаты использования предлагаемых в нем норм экспертам, как и редакции, не удалось. А это значит, что, определяя степень общественной опасности данного законопроекта как высказывания, мы должны отдавать себе отчет в том, что рискуем подменить предмет оценки, то есть вместо того, чтобы выражать отношение к высказыванию, будем оценивать источник или репутацию органа (ФСБ), которого оно касается. Дискуссию на эту тему см. в блоге Владимира Котова.
Добавлено 04.05.10
Владимир Котов Законопроект о неповиновении ФСБ (4 комментария)
Все пользователи |
Только компетентные |
|
---|---|---|
Степень опасности высказывания: | 3.57 | 3.50 |
Детализация | Всего голосов: 42 Поляризация: 32.87% |
Всего голосов: 34 Поляризация: 36.94% |
Позиция СОВЫ - http://xeno.sova-center.ru/89CCE27/89CD14E/EBE5706